Android-приложения — новый этап компьютерных технологий


 

Надо бежать со всех ног

«Ну а здесь, знаешь ли, приходится бежать со всех ног, чтобы только остаться на том же месте, а чтобы попасть в другое место нужно бежать вдвое быстрее» — говорила Алисе Белая Королева. Мы не в Зазеркалье. Но с информационными технологиями ситуация — та же самая, что и у Алисы. Тот, кто «бежит со всех ног» — не вырвется вперёд, в лучшем случае останется на том же уровне.


«Ага, визитка у него, конечно, «крутая», по спецзаказу сделанная, зато электронного-то адреса у него и нет! Хоть в этом ему нос утрем!» (Г.Л.Олди, «Нопэрапон»). Это — цитата из фантастического романа, написанного в 1998 году. Трудно представить — но в то время электронная почта ещё была сервисом для «избранных». А сейчас потихоньку уходит, вытесняемая службами мгновенного обмена сообщениями, социальными сетями, веб-приложениями. Ну а что такое «телеграф»... Нет, слово-то ещё не забыто. Но кто когда в последний раз пользовался телеграфом?


А сайты? Теперь ни одна хоть сколь-нибудь уважаемая фирма не может обойтись хотя бы без сайта-визитки. Но сайты-визитки — это уже прошлое. Веб-сервисы, интернет-магазины, полнофункциональные приложения на основе веб-технологий, а теперь уже и с возможностями, предоставляемыми «облачными» технологиями определяют сегодня лицо Сети. Фактически, рядовому пользователю уже не нужен мощный компьютер — необходимое для работы он найдёт в Интернет. Даже автоматизированные рабочие места — с популярной среди бухгалтеров программа «1С:Предприятие» можно работать не только непосредственно на своём рабочем месте, но через браузер получать доступ к серверу, размещённому где-то далеко в Сети.


Сейчас наступил очередной этап развития технологий — мобильные устройства, которые всегда с собой, и «облака», позволяющие хранить в Сети данные и работать с ними из любой точки. Крупные «игроки» уже заняли места: богатый набор сервисов предоставляют Google, Apple, Яндекс и другие. Количество пользователей смартфонов уже превысило 1,5 миллиарда человек — так что мобильные приложения сейчас уже не роскошь, а необходимость. Разработка мобильных приложений уже перестала быть прерогативой «китов», чтобы уверенно чувствовать себя на рынке, любое предприятие должно не упустить возможностей, предоставляемых мобильными технологиями.

 

Как выглядит приложение для Андроид

Что представляет собой мобильное устройство как компьютер? Память — от 4 Гбайт. Процессоры с частотой 1ГГц. Внешняя память — SD-карта — до 64 Гбайт и выше. Лет 10 назад такая вычислительная мощность была характерна даже не для персонального, а для серверного компьютера. Сейчас — она лежит в кармане.
Это позволяет создавать для мобильных устройств приложения, не уступающие по возможностям (разумеется, с учётом специфики мобильных устройств) приложениям для обычных компьютеров.


Приложения для Android разрабатываются на языке Java – полностью соответствующему стандарту (единственное отличие — в отличие от «стандартной» виртуальной машины JVM в Android используется виртуальная машина Dalvik, оптимизированная для работы с процессорами ARM, на которых построены Android-системы). Однако набор прилагающихся библиотек значительно расширен и ориентирован на специфику работы с мобильными устройствами.

Разработка мобильных предложений имеет свою специфику:
в отличие от веб-приложений, вычислительная мощность устройства позволяет решать задачи практически любой сложности, но приложение должно быть готово в любой момент «уснуть», а то и «уйти», уступив ресурсы системы другому приложению;


в отличие от «стационарных» компьютеров, мобильное устройство не имеет возможности хранить большие (по современным меркам) объёмы данных; даже SD-карты большой ёмкости не позволяют организовать большую базу данных;


пользователь будет работать с приложением в любых условиях буквально «на ходу»; поэтому удобство работы ценится куда важнее, чем удобство работы с традиционными приложениями; функции приложения должны быть доступны «в одно нажатие», информация — подаваться пользователю в удобном для обозрения виде;
приложение будет работать с предоставляемыми по сети сервисами;


работа приложения не должна мешать пользоваться иными функциями мобильного устройства — телефоном, камерой и т. п.; с другой стороны, телефон, камера, GPS и иные устройства может использоваться и самим приложением;


мобильному приложению, скорее всего, потребуются современные технологии обработки изображений, криптографии, работы с сетью;


Разработка приложений непосредственно на мобильном устройстве невозможна, и разработчику приходится пользоваться программными эмуляторами устройств — такими как , работающими на обычных компьютерах.

Особенность разработки для Android по сравнению с разработками для iOS и Windows– открытый код системы и существующих приложений. Это даёт больший доступ к системе и вместе с тем позволяет не «изобретать» велосипед, что ускоряет разработку.

 

Что даёт Android-приложение

Основное достоинство — это приложение, которое всегда под рукой. Трудно представить себе современного человека без «мобильника».


А значит, предприятие, предоставившее мобильное приложение своим клиентам получит постоянную обратную связь и сможет работать эффективнее.
Также интерес представляют «узкокорпоративные» решения, созданные для работы сотрудников предприятия. Сейчас из таких решений популярны в основном приложения для приёма заказов. Но возможностей здесь куда больше. Например, можно контролировать и оптимизировать движение автотранспорта, обеспечить оперативную информацию для сотрудников, работающих вне стен предприятия, организовать мобильный документооборот.


При этом вовсе не обязательно наличие постоянного доступа к Интернет и даже к мобильной связи: если подключения к сети не требуется для конкретной задачи, человек может работать с мобильным устройством так же, как он работал бы с персональным компьютером и связываться с сетью лишь при необходимости.

 

Распространение приложений

Вот с этим проблем, казалось бы, нет — фирмы-создатели систем для мобильных устройств позаботились и о том, откуда пользователи получают приложения. Количество приложений, распространяемых через Google Play (бывший Android Market), приближается к миллиону — причём приложения предлагаются пользователю за небольшую цену, а то и вовсе бесплатно.


Однако это создаёт другую проблему: чтобы приложение пользовалось успехом, оно должно не затеряться среди этого миллиона и не вызвать негативной реакции пользователей.


В широком спектре приложений для Android есть и слабо разработанные ниши. Как правило, это — «локальные» приложения, рассчитанные на специфический круг пользователей (проживающих в определенной стране или регионе, имеющих потребность в той или иной нестандартной функциональности). При этом пользователи зачастую не представля

ют себе возможностей мобильных устройств и приложений, так что требуется обратить их особое внимание и предложить продукт, который они захотят использовать.
Всё это требует высокой квалификации разработчиков и дополнительных затрат на разработку приложений. Так, разработка даже простых приложений обойдётся не менее 1000 долларов, обычные приложения потребуют затрат на уровне 3000-5000 долларов, ну а уникальные высокотехнологичные приложения — требуют индивидуальной оценки.


Посмотреть разработанные приложения